БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ - БЛАГОРО́ДНЫЕ И́СТИНЫ, основы буддийского учения, открытые Буддой в момент Просветления и сформулированные им в четырех утверждениях.
* * *
БЛАГОРО́ДНЫЕ И́СТИНЫ (санскр. - арья-сатьяни, пали - ария-сачча), основные положения буддизма (см. БУДДИЗМ). Включают в себя сущность всех его доктрин, особенно раннего периода и школ хинаяны (см. ХИНАЯНА). В первой своей проповеди Будда провозгласил четыре благородные истины: 1) есть страдание (духкха), которым объяты все формы существования, включая богов; нижний уровень страдания - недовольство, несогласие, неудовлетворенность, верхний - боль, мучение, смерть; 2) есть причина (самудайя) страдания, которая заключается в трех видах желания, или привязанности («цепляния за»): жажды страсти, жажды бытия, в том числе и существования после смерти, желания небытия и несуществования после смерти (все они суть движители колеса перерождений); 3) есть прекращение (ниродха) действия причины, представляющее собой забвение желаний, освобождение от них и связанных с ними омрачений сознания; 4) есть Путь (марга), ведущий к освобождению от страданий, это благородный восьмеричный Путь правильных воззрений, размышлений, речей, действий, способов поддержания жизни, способов приложения сил, способов памятования и сосредоточения.
Эти четыре истины были положены в основу классификации всех буддийских учений (напр., космология относится к первой истине, а этика - к третьей). В махаяне (см. МАХАЯНА) и ваджраяне (см. ВАДЖРАЯНА) такого рода подразделение отошло на второй план, однако обучение мирян и неофитов здесь также начинается с благородных истин. Обычно для пояснения смысла их сравнивают: первую - с болезнью, вторую - с ее диагностикой, третью - с процессом излечения и четвертую - с лекарственными снадобьями, необходимыми для этого. На философском языке истина страдания означает всеобщий закон изменчивости, непостоянства (анитья (см. АНИТЬЯ)) и отсутствия вечной души (анатман (см. АНАТМАН)), а также пустоты самосущего.